Поиск
Друзья сайта
Главная » Статьи » Советы юристов |
О защите прав потребителей.
Качество товара (ст. 4 закона О защите прав потребителей).
1. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара - передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. 2. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Если цель продавцу неизвестна, то передача продавцом покупателю товара, не соответствующего цели, должна признаваться надлежащим исполнением. Это необходимо покупателю, когда он не представляет, какими свойствами должен обладать необходимый ему товар. Конкретная цель приобретения товара может быть прямо указана в договоре либо сообщена продавцу в процессе предварительного обсуждения. Доказать потребителю, что он поставил в известность продавца довольно сложно, т.к. нет письменных доказательств. Поэтому, желательно в договоре прописывать цель приобретения товара. 3. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Заключая договор, стороны должны указать обязательные условия о качестве во избежание дальнейших споров и разногласий. Это может быть ссылка на нормативно-технический акт (ТУ, ГОСТ и т.п.) или показатель качества, т.е. количественные характеристики товара, надежность, безопасность, энергопотребление, экологические и другие характеристики товара. Условие о качестве товара указываются любым доступным способом: технический паспорт на товар, инструкция, правила пользования, на этикетке или ярлыке, прикрепленном к товару и т.п. При продаже товара, считается, что покупатель принимает условия продавца о качестве товара. Это значит, что он не имеет претензий по тем характеристикам, которые указаны на товаре. Срок службы, срок годности товара. Гарантийный срок (ст.5 Закона). Для товаров длительного пользования, изготовитель вправе установить срок службы. Это срок, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителя возможностью использовать товар по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Если срок службы не установлен, то согласно п.6 ст.19 закона, этот срок равен 10 годам. К сожалению, в законе отсутствует понятие «товар длительного пользования». Можно только сослаться на Перечень товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720). Продавец, если он не является изготовителем продаваемого товара, не вправе устанавливать срок службы на товар. В течение срока службы товара, изготовитель обязан обеспечить возможность его ремонта и обслуживание. В противном случае, у потребителя появляется дополнительное основание для компенсации убытков по окончанию гарантийного срока, даже если потребитель виноват сам, т.к. у него отсутствует возможность в течение срока службы товара отремонтировать его. При этом он обращается непосредственно к изготовителю товара. Гарантийный срок. Это тоже право изготовителя (продавца) устанавливать его или нет. В случае если изготовитель не установил гарантийный срок, то продавец самостоятельно вправе установить его. В этом случае, изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя в указанные сроки продавцом, хотя он не устанавливал гарантийные сроки. Закон определяет гарантийный срок следующим образом: гарантийный срок - установленный изготовителем период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и п. 6 ст. 19 Закона: • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Размер убытков потребитель должен доказать. В статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ прямо указано, что «…каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается…». При этом суд, в силу статей 59 и 60 ГПК РФ, вправе отказать стороне в представлении доказательств, если сочтет, что они не имеют значения для рассмотрения дела или должны быть подтверждены другим способом. Для правильного понимания своих сил и возможностей по защите своих интересов, рекомендую ознакомиться со статьями Досудебное урегулирование спора и Доказательства в суде. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Срок предъявления претензий.
Претензии потребителя принимаются в течение гарантийного срока. Если на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявить претензию в разумный срок, который составляет 2 года со дня передачи товара (п.1 ст.19 Закона). В случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру): потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Либо потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы. Закон "О защите прав потребителей" выделяет два вида недостатков к качеству товаров: 1) недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; 2) существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. В первом случае речь идет об обычном недостатке, при котором товар все же может использоваться по назначению. При "существенном недостатке товара " ясно, что товаром невозможно пользоваться по назначению. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и предъявить требования, указанные ниже к изготовителю:потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения. | |
Просмотров: 3971 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0 | |