Четверг, 25.04.2024, 22:18
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ














Категории раздела
Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » Советы юристов

Взыскание без судебных приставов.
Пункт 2 статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. предоставляет взыскателю право обратить взыскание на денежные средства должника без обращения к судебным приставам-исполнителям и прохождения отдельных формальностей и бюрократических этапов исполнительного производства.

Механизм взыскания при таком упрощенном порядке следующий. Взыскатель, получивший на руки исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу, направляет данный исполнительный лист в банк или иную кредитную организацию, если он располагает сведениями об имеющихся там счетах должника, и наличии на данных счетах денежных средств. Таким образом, для применения данного порядка взыскания (его можно назвать упрощенным) взыскателю нужно помимо исполнительного листа обладать следующей информацией: 1) о наличии у должника счета в определенном банке и реквизитах этого счета, 2) о  наличии на данном счете денежных средств.

 
                              

Можно сделать вывод, что данный порядок взыскания применим в первую очередь к организациям (юридическим лицам), когда иск возникает из договорных отношений. Именно при заключении договора контрагенты указывают в нем свои реквизиты, в том числе информацию о номере счета, банке, в котором находится счет. Упрощенный порядок взыскания трудно применим к должникам - физическим лицам, так как при подаче иска истец практически никогда не обладает информацией о каких-либо вкладах в банках, имеющихся у ответчика - физического лица.

С введением в действие нормы статьи 6 Закона об исполнительном производстве возник ряд вопросов по реализации права взыскателя на обращение в банк или иную кредитную организацию для обращения взыскания на денежные средства должника.

Для получения информации о счетах организации должника взыскатель может воспользоваться Порядком предоставления налоговыми органами информации взыскателю, установленной Приказом МНС РФ № БГ-3-28/23 от 23.01.03 г., согласно которому взыскатель вправе обратиться в налоговый орган по месту учета организации-должника, приложив к заявлению копию исполнительного листа. В трехдневный срок со дня получения заявления налоговый орган обязан предоставить информацию об имеющихся счетах и вкладах организации-должника взыскателю.

Имея на руках информацию о счетах должника, взыскатель еще на стадии получения исполнительного листа вправе обратиться в суд с ходатайством о направлении исполнительного листа в банк, обслуживающий счет организации должника. Таким образом, процедура взыскания может быть ускорена.

С поступлением исполнительного листа в банк возникают вопросы, касающиеся банковского права и организации контроля над банковскими расчетами. Банку для перевода денежных средств со счета должника на счет взыскателя необходим расчетный документ, на основании которого банк может осуществить такой перевод. Так с 1997 года началась "война" банков и взыскателей, касающаяся выполнения требований статьи 6 Закона об исполнительном производстве. Банки отказывали взыскателям в списании денежных средств со счета должника на основании отсутствия надлежащего расчетного документа - инкассового поручения, ссылаясь на Положение о безналичных расчетах. При этом статьей 6 Закона об исполнительном производстве устанавливалась обязанность банка или иной кредитной организации осуществить в трехдневный срок перечисление денежных средств должнику при предъявлении им исполнительного листа. На основании этого банки и кредитные организации привлекались к ответственности, согласно статье 86 Закона об исполнительном производстве,  которая предусматривает ответственность   банка или иной кредитной организации за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в случае предъявления взыскателем такого документа и наличия денежных средств на счетах должника, в виде штрафа в размере 50 % от суммы подлежащей взысканию.

Данная правовая коллизия постепенно стала разрешаться Центральным банком Российской Федерации, который 26 марта 2003 года утвердил Положение о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями розничной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами. Положение предоставило возможность взыскателю - физическому лицу при обращении с исполнительным листом в банк должника подписать  заявление-поручение в двух экземплярах, в котором он предоставляет банку право составления от имени взыскателя инкассового поручения на списание денежных средств со счета должника и их перечисления на счет, указанный взыскателем. Такое заявление банк обязан принять, в том числе и от представителя взыскателя - физического лица при наличии надлежаще оформленной доверенности. Банк не позднее следующего дня после обращения взыскателя обязан составить инкассовое поручение и затем осуществить списание денежных средств на счет взыскателя в срок, установленный статьей 6 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Однако данное положение не распространялось на взыскателей - организаций. При предъявлении исполнительного листа им снова приходилось разрешать проблему составления инкассового поручения. В соответствии с § 4 главы 46 ГК РФ инкассовое поручение предъявляется в банк - эмитент, то есть банк, обслуживающий взыскателя в качестве клиента, затем банк-эмитент пересылает данное инкассовое поручение в исполняющий банк, то есть в банк должника (ситуация, когда счет взыскателя и счет должника находятся в одном банке, встречается крайне редко). На основании инкассового поручения исполняющий банк перечисляет на счет должника в банке-эмитенте денежные средства. Но в данном случае возникает вопрос предъявления исполнительного листа, ведь исполняющему банку необходим подлинник исполнительного документа, как основание для списания денежных средств. На практике данная проблема решалась следующим образом: главный бухгалтер организации самостоятельно составлял инкассовое поручение, прилагал к нему оригинал исполнительного листа и заверенную копию исполнительного листа, затем передавал эти документы в банк - эмитент. Также взыскатель сталкивался с проблемой нарушения сроков, установленных статьей 6 Закона об исполнительном производстве, со стороны исполняющего банка при такой системе взыскания.

Проблема взыскания в упрощенном порядке окончательно была разрешена в пользу взыскателя 10 апреля 2006 года с изданием ЦБ РФ Положения о порядке приема и  исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями. После вступления в силу данного Положения (с 27 мая 2006 года) утратило силу вышеупомянутое Положение о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями розничной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями -физическими лицами от 26.03.03 г.

Новое Положение уравняло в процедуре взыскания взыскателей - физических лиц и взыскателей - организаций, для которых теперь предусмотрен единый механизм взыскания в порядке ст. 6 Закона об исполнительном производстве. Если взыскатель располагает сведениями об имеющемся в каком-либо банке счете должника и денежных средствах на этом счете, он вправе предъявить в данный банк исполнительный документ вместе с заявлением, в котором указываются реквизиты банковского счета взыскателя. Банк, проверив правильность сведений, указанных в заявлении взыскателя самостоятельно составляет инкассовое поручение, на основании которого не позднее трех дней с момента предъявления исполнительного документа перечисляет денежные средства взыскателю.

Тем не менее, полной "победы" взыскателей не произошло, так как в Положении от 10.04.06 г. банкам все-таки оставлена лазейка для неисполнения требований взыскателя в упрощенном порядке. Так п.1.1 Положения предусматривает необходимость взыскателю не только знать о наличии счета должника в банке, но и о наличии на счете денежных средств. Если первое условие вполне выполнимо, то непонятно, как может взыскатель знать, что именно на день взыскания на счете должника находятся денежные средства? Такие сведения могут быть добыты взыскателем только незаконным путем с нарушением банковской тайны. Вместе с тем, согласно п. 1.4 Положения при указании неточных сведений в заявлении взыскателя или их отсутствии банк может не принять заявление взыскателя. На наш взгляд такое положение явно противоречит положениям ФЗ "Об исполнительном производстве". Банк является исполняющей организацией и может предъявлять требования только лишь к содержанию исполнительного листа по аналогии с действиями судебного пристава-исполнителя. Согласно ч. 1 статьи 10 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в случае, если взыскателем предъявлен исполнительный лист, оформленный с нарушениями статьи 8 Закона (отсутствие наименования суда, выдавшего исполнительный документ; отсутствие даты принятия судебного акта и т.п.), возвращает исполнительный документ взыскателю либо в суд. Но судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в принятии исполнительного документа: сначала он должен его принять, затем зафиксировать дефект исполнительного документа и вернуть его должнику с указанием причин возврата. Банку же Положением ЦБ от 10.04.06 г.  предоставлено право ни только не принимать исполнительный документ, но и не принимать заявление взыскателя. Таким образом, унифицировав положения об упрощенном взыскании, Центральный Банк России тем не менее предоставил банкам возможность "реванша".

Ответом взыскателя на незаконные действия (бездействие) банка должника может быть не только штраф в порядке статьи 86 Закона об исполнительном производстве, но и иск к банку должника, по вине которого не были удержаны подлежащие взысканию денежные суммы, согласно статье 91 Закона. Так Высший Арбитражный Суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Нижегородской области, согласно которому с нижегородского коммерческого банка "Радиотехбанк" в пользу ЗАО "Юридический центр "Практика" было взыскано 532 462 рубля 37 коп. Данную сумму банк отказывался выплачивать, ссылаясь на отсутствие инкассового поручения (Постановление Президиума ВАС РФ № 10103/01 от 29.03.02 г.). Следует также отметить, что взыскатель, подавая иск в порядке статьи 91 Закона об исполнительном производстве, освобождается от уплаты госпошлины.

Возможность упрощенного взыскания еще таит в себе подводные камни для обладателя исполнительного листа, но тем не менее, является весьма эффективным средством быстрого взыскания.
                                                              

Так же будет интересен факт Статьи 55 ГК РФ "Представительства и филиалы."
1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
 2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
 3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
 Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
 Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица

Категория: Советы юристов | Добавил: Admin (30.05.2013)
Просмотров: 5228 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]